Дагот Ур (akievgalgei) wrote,
Дагот Ур
akievgalgei

Categories:

СМЕРТЬ


СМЕРТЬ

Якутский язык: өлүү "смерть"/ Шорский язык öлим, öлÿм / ингушский язык ел, елу "мертвая" ул, алу "лежит" ели "иди"
Эвенкийский язык буни "смерть"/ ингушский язык бейни "мертвы" "утерены" бьани "попали, застряли"
Чукотский язык вайн'ыгыргын "смерть"/ ингушский язык ван, вайн, вана "мертвый" "закончился" "застрял, попал"
Чувашский язык вилӗм "смерть"/ ингушский язык вал, вала, валар "умереть" "закончиться" "перейти" вила, вилар "смеяться"
чувашски вeлерме "убивать" / ингушский язык валарам "умирает" вилар "смеется"
Чукотский язык вайн’ык "умирать"/ ингушский язык Ван, Вана, Ванув, Вайна "умер"
С-юкагирский язык йоулоиим "убивать"/ ингушский язык Йолу, Елу, Ел "умирать"
Коми-пермяцкий язык вийны "убить"/ ингушский язык убийца сущ. *вийнар *саг вина/ вийна "убил"
Фарерский язык: deyði "смерть"/Норвежский язык død "смерть" /ингушский язык доади "стереть, уничтожить, убить" /ингушский язык дода "идет"
Татарскийtt: үлем (ülem), әҗәл "смерть"/ ингушский язык улам "лежать" оажал "смерть" айижал "упасть" лечь"
Табасаранский язык: аьжал "смерть"
Осетинскийos: мæлæт, адзал "смерть"
Нижнесаксонский язык Dood "смерть"/ ингушский язык дуд "течет"/ дуада "будут кушать"
Нанайский язык буни; дуэ "смерть"/ ингушский язык дой "пропасть" дий "убить", дуа "скушать"
Латинский язык letum "смерть"/ ингушский язык летам "драка" лата "стоять, земля"
Лакский язык: бивкӀу "смерть"/ ингушский язык боу "убивать" бий "убить"
Кабардино-черкесский язык лӀэныгъэ "смерть"/ ингушский язык лен, лена "умерать"
Даргинский язык бебкӀа "смерть"/ ингушский язык боабе "убивать"
Алюторский язык виг'ыгырн'ын "смерть"/ ингушский язык вигав "увел" вигарга "уводить"
Адыгейский язык лӀагъэ "смерть"/ ингушский язык лег "умереть" легья "умерла" алег "падать" алиган "упало"
Аварский язык хвел "смерть"/ ингушский язык хавел "иди сюда" вал, вел "умирать" велх "плакать"

Японский язык naku naru "умереть"/ ингушский язык наку нара "путь-плавание к вратам"
Датскийda: udånde "умереть"/ ингушский язык уда, удан, уданде "убегать"
Киргизский язык өлүү "умереть"/ ингушский язык еле "иди"
Эстонский язык tapvalt "смерть"/ ингушский язык тапа-вала "по следу иди" умри"


Голландский язык kadaver/lijk "труп"/ ингушский язык Къада-вар "уставший", слабее-сделавшийся"/ лежг "умирает"
Латынь cadaver "труп"
Немецкий язык Leiche "труп"/ ингушский язык Леш "умирает" Ал, Ул, Ула, Улаш "лежит"
Сербский язык леш "труп"/ ингушский язык леш "умирает"

ГИБЕЛЬ
ингушский язык гиба, гибола "горбатый"
латынь gibe gibera "горбатый"
Русский язык гиб, гибкий, гибель, сгибать


Ингушский язык В, Б, Д, Й, "делать, быть, умирать, рожать, убирать" и 4.цифра.
Ингушский язык Ви, би, ди, йи "убить" "находиться" "создать"
Вийр, Вуйр, Бийр, Буйр, Дийр, Дуйр, Йир, Юйр "родить-создать-убить-быть"
Ван, Вал, Валар, Ванар "быть, находиться, смерть"
Вийн, Йин, Бийн, Дийн "живые-мертвые" приходить"
Вян, Бян, Дян,Ян, Ен "застрять, родить, убить"
Йистий-вян, йистий-вал, йистий-ян "на краю находится(заканчивать")
Вал, Ял, Бал, Дал "быть, умирать, находиться, сьедать)
ингушский язык рассказывает что такое СМЕРТЬ
СМЕРТЬ это жизнь переход (нахождение) в мире Бытия-Небытия.
ЖИЗНЬ=НАХОДИТСЯ=ЗАКАНЧИВАТЬСЯ=ПРИХОДИТЬ=ПЕРЕХОДИТЬ.
Ингушский язык Аж "яблоко" Оажал "ложиться, смерть"
Ингушский язык Лег, Ле, Леж "умирать" (ложиться, падать)
Бейн, Дейн, Ейни, Вейн "теряться" "уходить" "застревать"
У ингушей после жизни по языч. преданиям :Ждет Мир Мертвых(Эл "мертвый") и Хранитель Загробного Мира Эштер, где он судит души мертвых. вход в Эл закрывает сущесво Эшап.(инг.яз. эшап "высасывающий")

Ингушский язык юхь сущ. *конец
юхьиг сущ. *начало (с инг.яз. юхь-иг "конец колебать, вибрирующий конец")
юххе нареч. *рядом *возле *у
юхе нареч. *близко *вблизи
Ингушский язык Юх, Бух, Дух, Вух "конец" "сломаться" "назад"/ духь сущ. *конец
Юхьви, Духди, Бухби, Вухви "делать в конец-ночало" "вернуть"/ ломать"
ингуш.яз. чаккхе сущ. *конец (завершение)
чаккхе йоацаш нареч. *бесконечно
чаккхе цахилар сущ. *бесконечность
чакх= *насквозь
чакх даккха глаг. *закончить
чакхдаккха глаг. *кончить *окончить
чакхдаккханза дола прил. *незаконченный *неполный (незаконченный)
чакхдала глаг. *закончиться *кончиться *прекратиться *пройти (сквозь что-то)
чакхдалийта глаг. *пропустить (разрешить пройти)
чакхдаллалца нареч. *полностью
чакхсадоагIа прил. *прозрачный
чакхвал "пройти" (насквозь)
чехк, чахк "быстрый"

ЕЛ-ДА
Элда, Этер, Ешпор, Эштр (ингуш., «хозяин Эла»), в мифологии ингушей и чеченцев бог, владыка подземного мира мёртвых - Эл. Он мудр, обладает даром провидения. От удара его посоха дрожит весь мир. Сидя на высоком троне из человеческих костей в башне, вершит суд над душами усопших: в соответствии с поступками, совершёнными ими при жизни
Тот свет находится под землею. Им управляет подземный бог Эштр, или Этер. Человек умирает тогда только, когда этот бог пожелает взять его к себе. Тот свет называется по-ингушски «Дэли-Аилли»[89], а этот свет - «Дэли-Малхли». Ингуши говорят: «В три года выстроенный Дэли-Малхли, в семь лет выстроенный Дэли-Аилли»*. Это поговорка, а потому можно ручаться за ее древность и точность передачи. Этот и тот свет построены Богом. Солнце днем освещает этот свет, а ночью - тот свет[90], а по другому варианту, солнце - светило этого света, а луна - того света или мертвых; от луны покойникам так же жарко, как нам от солнца. Хотя ингуши прямо и не говорят об этом, но, судя по тому, что в представлениях о загробном мире играет роль солнечный миф, можно почти безошибочно допустить, что тот свет находится там, где заходит солнце, т.е. на западе, - черта, опять-таки общая большинству первобытных религий[91]. Тот свет, как постоянное местопребывание людей, является более массивным; его Бог строит не три, а семь лет. Мертвецы на том свете ведут такую же жизнь, как на этом: те же симпатии, те же страсти, дружба, любовь и вражда, какие присущи им на этом свете, остаются и на том. Они живут так же отдельно, родами; всякий умерший отправляется к своим родственникам, умершим раньше. Характерная точка зрения на поминки сказывается в веровании ингушей, по которому поминки необходимо делать для того, чтобы мертвые хорошо приняли вновь умершего родственника.
Загробный мир ингуши не считают местом отдыха от земных трудов; покойники на том свете точно так же исполняют все работы, как и на этом свете, и притом одновременно с последними: когда кончают покос или жатву на этом свете, одновременно прекращаются работы и на том. Разница лишь в том, что покойники работают по ночам, когда солнце уходит из мира живых в страну умерших. По окончании жатвы ингуши устраивают марспорр, или жатвенный ужин, угощение для мертвых родственников, говоря: «Может быть, теперь и они окончили работы». Празднество это в честь умерших устраивается каждой семьей отдельно. Приготовляется брага, варят пиво, гонят араку, подают лучшие блюда: молоко, масло, сыр, мясное и т.д. Ингуши говорят, что пищу хозяин «передает» умершим родственникам. Эта передача пищи носит название «хето» и есть простая пересылка пищи, которую нужно отличать от жертвоприношений богам, которые имеют иной смысл и иначе называются у ингушей. Это есть именно тедам (текам) - жертвоприношение, о чем мы скажем позже.
Пересылка» пищи на тот свет сопровождается молитвой, которую обыкновенно читает хозяин дома, а если он не знает молитвы, то призывает для этого другого. Знающего человека. Нигде религиозные воззрения человека не сказываются так верно и полно, как в молитве, и мы из молитвы ингушей узнаем ценные сведения.
Я записал молитву со слов самого ингушского жреца Ганыжа и с удовольствием привожу здесь русский перевод молитвы, весьма близкий к оригиналу:
«Дай Бог, чтобы благочестивые умершие так же хорошо окончили свою работу, как окончили свою мы - живые; дай Бог, чтобы и урожай у них был хороший. От того, что мы передаем, пусть будет им такая польза, какая только желательна им. Дай Бог, чтобы присяжный брат, молочный брат и родственники, найденные чрез скот*, дай Бог, чтобы все эти люди и им подобные, которых покойники пожелают иметь на своем пиру, так скоро являлись к ним, как скоро является караул на тревогу. И пусть они пируют с нашими покойниками до тех пор, пока головы их не опьянеют от питья бокалов наших покойников, и животы не насытятся от пищи на пиру наших покойников. Кому они (покойники) желают дать, пусть для тех у них руки протянутся дальше, а если у них кто будет отнимать, тогда пусть у них хватит сил отстоять свое. Пусть зимой не замерзает пища у них, а летом не портится (точнее, плесенью не покрывается). Чего я сам не мог передать и чего хозяин не мог приготовить, то при свидетельстве Луны и Солнца мы поручаем Богу и божьему Эштру[94]: пусть они дополнят им это».

БОГИ СМЕРТИ
Грох (арм. Գրող, Grogh - «пишущий», «записывающий») — в армянской мифологии дух смерти, форма духа смерти Огеара[1] . Главной функцией Гроха считался учёт грехов и добрых дел людей.

Миктлантеку́тли, Миктлантекухтли (исп. Mictlantecuhtli) — «Владыка Миктлана». В мифологии ацтеков владыка загробного (подземного) мира Миктлан. Изображался в виде окровавленного скелета или человека с зубастым черепом вместо головы, поглощающего души умерших. Его постоянные спутники — летучая мышь, паук и сова; его голова украшена перьями совы, он носит ожерелье из человеческих глаз. Его жена — богиня Миктлансиуатль, вместе с которой они обитают в самой нижней, девятой преисподней Миктлана в доме без окон. Его жилище иногда называли Тлальшикко (Пуп земли); считалось, что оно находится далеко на севере. Повелителям Миктлана прислуживали демоны-цицимиме. По одному из мифов, супруги были сотворены богами-творцами Ометекутли и Омесиуатль, чтобы править преисподней.

Среди нескольких ацтекских божеств смерти и загробного мира Миктлантекутли был наиболее почитаемым. В его царство попадали люди, умершие обычной смертью, то есть, не на войне, не во время жертвоприношения и не от родов. Поклонение ему включало ритуальный каннибализм. Миктлантекутли считался владыкой Севера и покровителем людей, рождённых в 6 день недели, посвящённый Itzcuintli (собаке); собака являлась проводником душ умерших в Миктлане. Вместе с солнечным богом Тонатиу он покровительствовал 10 неделе года, символизируя дихотомию света и тьмы.
В иудаизме, ангел смерти (мал’ах ха-мавет) отождествляется со страшными великанами и демонами. В Талмуде он идентичен Сатане и злому помыслу (иецер ха-ра). Чаще всего ангел смерти является в образе беглеца, бродяги или нищего. В фольклоре он часто изображается со множеством глаз, усердным жнецом или стариком с мечом, с которого стекает яд[9].
Азраи́л (араб. عزرائيل‎‎) или Ма́ляку ль-ма́ут (араб. ملك الموت‎‎ — ангел смерти) — ангел смерти в исламе и иудаизме, который помогает людям перейти в иной мир
Возможно, Азраил соответствует ангелу Эсраилу из апокрифтических текстов «Апокалипсиса» апостола Петра и «Откровения» апостола Павла, а также езидскому архангелу Эзраилу.
В чувашской религии Эсрель является ангелом смерти.
В «Апокалипсисе» Петра Эсраил именуется «Ангелом Гнева», мучающим грешников после Страшного суда[10].
Азраил (как Азраа-иил) — имя ангела смерти в Гуру Грантх Сахиб, священной книге и последнему гуру сикхизма

Хель (др.-сканд. Hel) — в германо-скандинавской мифологии повелительница мира мёртвых (Хельхейма), дочь коварного Локи и великанши Ангрбоды (Вредоносной), одно из трёх хтонических чудовищ[
Хель упоминается в Старшей и Младшей Эдде, относящихся к XIII веку. Кроме того, строки о ней есть в сагах IX—X веков. Обычно считается, что о ней говорится также в «Деяниях данов» Саксона Грамматика.

Нергал (шумерское имя; первоначально, может быть, Эн-уру-гал, «Владыка обширного жилища», ивр. ‏נֵרְגַל‏‎‎‎, арам. ܢܹܪܓܵܐܠ) — хтоническое божество шумеро-аккадской мифологии, олицетворявшее разнообразные отрицательные явления. Сын Энлиля первоначально считался олицетворением разрушительной, губительной силы палящего Солнца — Шамаша, ассоциировался с небом. Позже приобрёл отчётливые черты бога смерти и войны.

Эмма (яп. 閻魔?) — в японской мифологии бог-властитель и судья мёртвых, который правит подземным адом — дзигоку. Аналогичен Яме общебуддийской мифологии. Так же его часто называют Великий царь Эмма (яп. 閻魔大王 Эмма Дай-О:?). И в древности, и в современности его изображали большим человеком с красным лицом, глазами навыкат и бородой. Носит традиционное японское одеяние (вафуку) и корону на голове, на которой изображен иероглиф 王 (царь). Ему подвластна многотысячная армия, которой управляют восемнадцать военачальников, а в личном распоряжении находятся демоны и стражники с лошадиными головами.

Подземный мир состоит из восьми огненных и восьми ледяных адов. Когда человек умирает, то начинает свое путешествие в подземный мир через пустынную равнину и горы пока не упирается в реку. Эта река и является входом в подземный мир и её можно пересечь тремя способами: по мосту, вброд и вплавь. По мосту проходят хорошие люди, брод предназначен для совершивших незначительные прегрешения, а грешники должны преодолеть поток, кишащий чудовищами. На другом берегу ждёт страшная старуха, которая их раздевает. После чего мужчины предстают перед Эммой, а женщины перед его сестрой. В магическом зеркале они видят все земные дела людей и судят их согласно увиденному. Степень наказания определяется в соответствии с Законом Будды. Тот, кто убил невинных, будет брошен в кипящий котел, полный расплавленного металла. Однако, если грешники совершили паломничество к каждой из 33 святынь богини милосердия Каннон, то всё зло, что они сделали, исчезнет. Иногда Эмма изображается менее безжалостным и возвращает жизнь тем, кто появляется перед ним.

По легенде, в последний день Обона в море появляются души умерших. Для моряков этот день считается опасным (беспокойные призраки обязательно попытаются потопить судно). Для того чтобы мёртвые отправились в подземный мир, выполняется ряд «специальных ритуалов». В настоящее время Эмма-о используется в качестве страшилки для маленьких детей.

Ану́бис (греч.), Инпу (др.-егип.) — божество Древнего Египта с головой шакала и телом человека, проводник умерших в загробный мир. В Старом царстве являлся покровителем некрополей и кладбищ, один из судей царства мёртвых, хранитель ядов и лекарств. В древнеегипетской мифологии — сын Осириса.[1][2][3][4][5] Центром культа Анубиса являлась столица XVII верхнеегипетского нома г. Кинополь. Изображался в образе шакала или дикой собаки Саб; иногда в виде человека с головой шакала или собаки[6]. В Цикле Осириса помогал Изиде в поисках частей Осириса. Священные животные — шакал[7], собака

Эре́шкигаль (дословно «великая подземная госпожа») — в шумеро-аккадской мифологии богиня, властительница подземного царства, известного под названием Иркалла. Старшая сестра и соперница Инанны, богини любви и плодородия, и супруга Нергала — бога подземного царства и палящего солнца. Иногда называлась также Иркаллой по названию своего царства (как и Хель у скандинавов, и Гадес у греков).

Под властью Эрешкигаль находились семь (иногда больше) судей подземного мира ануннаков. Главный храм, посвящённый ей, находился в Куте.
Tags: загробный мир, смерть
Subscribe

  • ПИТаНИЕ

    ПЕЙ-ЕШ-СОСИ-УЖИН-ВЕЧЕР-ОБЕД-ХРАНИ-ХЛЕБ-МУКА РУССКОЕ ПИТЬ=ЕСТЬ Ингуш.язык баа: биа, буъ, биаьб, баар,биар,буар| кушать |в классе «б»| Ингуш.язык…

  • ЛОРИЙ ДАРБАНЧЕ

    Народная медицина ингушей представляет собой неотъемлемую часть этнической культуры и основана на многовековом народном опыте. На протяжении…

  • БАРСУК

    Из тюркск.; ср. казахск., балкарск., карач. borsuk, тат. bursyk, barsyk, чагат. bursuk Ингуш.язык борцакх: барсук борцакха: барсучий борцакхий…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments