Дагот Ур (akievgalgei) wrote,
Дагот Ур
akievgalgei

Category:

Солярный круг ингушей

Знаменитый танец ингушей - "Халхар или Г1алг1ар", известный среди народов Кавказа, как "Горский танец", в России - " лезгинка".
( существует мнение что в древности ингушский танец назывался "г1алг1ар", в пользу данной версии говорит этимология слова)
1. Г1ал г1ар
Г1ал - Солнце, как символ божественности ( медленно шагающее по определенному маршруту), маршрут, равномерное движение, ( Г1ала бе - шагом марш)
Г1ар - шум барабанов, звуки горнов, музык инструментов( не только шумный конфликт)
2. халхар (буквально ..танцуй в тяжелый миг)

Танец вейнахов - является ничем иным, как отголоском древних языческих верований и ритуалов, одним из телодвижения, обычно выстраиваемые в определенную композицию и исполняемые с музыкальным сопровождением.
танцует только одна пара - танец "космических тел", которые всем телом, в полете рисуют маршрут, ингушский солярный круг, символизирующий вечное движение Солнца и Земли, взаимосвязь и бесконечность всего сущего... Возможно ингуши в горах Кавказа, в прошлом исполняли древние традиции, сложные обряды из колыбели человечества..
Близ ингушского храма Тхаба-Ерды были начертаны два круга: поменьше в центре, побольше с внешней стороны. Молодожены обязаны были в присутствии судей станцевать в той полоске, что находилась между двумя кругами. Если кто из танцующих хотя бы слегка задевал ногою линию одного из кругов, внутреннего или внешнего, то судьи восклицали «Э-э, нарто!». Этот возглас означал, что кто-то из танцующих нарушил линию. А жених тогда обязан был по прошествии года вновь дать содержание судьям на три дня и снова станцевать с женою по этому кругу. Такое могло повторяться ежегодно, пока пара не станцует безупречно…».
Много запретов связано с исполнением ингушского танца. Ни при каких условиях нельзя мужчине танцевать одному, нельзя женщине входить в круг первой и, разумеется, без партнера. Во время танца руки танцующих никогда не должны опускаться ниже плеч. В круге не должно быть больше одной пары. Любая попытка изменить этот рисунок воспринимается как пощечина тем, кто уже танцует. Солнце одно и луна одна, говорят ингуши. Нельзя нарушать порядок мирозданья.
Если у танца есть возраст, то это самый древний способ самовыражения и единения с Творцом и с самим собой. Тело человека создано для движения, которое также естественно и необходимо для жизни, как дыхание. Как и дыхание, движение дает нам энергию, уравновешивает нашу психику, исцеляя все недуги.
Нет сомнения, что ингушский танец зародился в древние времена. На всём Кавказе он известен как «Горский танец». В Ингушетии этот танец знают как ингушский танец. Фольклор и свидетельства исследователей прошлого Кавказа, говорят о том, что у ингушей в прежние времена был массовый круговой танец. Исследователи описали массовые танцы мужчин и женщин. Все, кто описывал ингушские танцы (Я.Рейнегс, И.Бларамберг, А.Зиссерман), были потрясены ими. Они пишут: «Их танец – это нечто особенное», или «Живая грациозная пляска». Описывая, к примеру, черкесские танцы И.Благрамберг пишет: «Черкесские танцы, исполняемые под музыку на своеобразной скрипке с тремя струнами в азиатском духе, довольно грустные и маловыразительные». (Бларамберг И. Кавказская рукопись. – Ставрополь, 1992. С.95).
Ингушский круговой танец был заимствован кабардинцами, жителями с. Верхний Курп (Исламово), что на границе с Ингушетией и получил название «Исламей» от названия села «Исламово», и был распространен на весь Западный Кавказ. У осетин он назывался: «Макхалон-Кафт» или круговой танец.
----------
Данная версия имеет право на существование, если помнить, что
"Г1алГ1ай" - самоназвание ингушского народа, но!, в прошлом - каста джеров/жрецов в древние времена проводившие научные наблюдения природы, Солнца, Звезд,/досточно представить риск не во время посадить, не взрастить урожай, во времена отсутствия календарей, часов), создатели беспрецедентного общественного строя - равенства людей.
Г1алГ1а - Г1а поклоняющийся богу Г1ал (как великие Халдеи, как любой из народов, поклоняющийся Христу, имеет право относить себя к христианам. ).
Этимология "Г1алГ1а" - где Г1ал/ имя бога, Г1а- первопредок, Г1ай-край.


Танец - возможно, древнейшее из искусств: оно отражает восходящую к самым ранним временам потребность человека передавать другим людям свои радость или скорбь посредством своего тела.
Если у танца есть возраст, то это самый древний способ самовыражения и единения с Творцом и с самим собой. Тело человека создано для движения, которое также естественно и необходимо для жизни, как дыхание. Как и дыхание, движение дает нам энергию, уравновешивает нашу психику, исцеляя все недуги.
Танец был языком общения у древних людей. Он сопровождал человека от рождения до сметри. Танцуя древний человек выражал чувства и эмоции, те что не мог выразить словами. С течением времени танец превратился в вид искусства. Чувственная эмоциональная составляющая танца отошли на второй план, а вперед вышли форма и правила исполнения. Появились различные направления танца, разные школы. ....в древнейшие времена, танец был противопоставлен суете и разрушению и входил в систему религиозно-философского мировоззрения первых земных мудрецов. Он исцелял и обучал, служил делу самосовершенствования человеческой личности.....
Поведение человека определяется его подсознанием...
во время танца впадают в состояние духовного транса, и перерождаются, открывая в себе сверхвозможности, например, они могут увидеть будущее. Они верят также, что духовная подготовка и звучная монотонная музыка сохраняют им ясновидение.
...это необычные танцы, напоминающие путешествие во времени и пространстве. ...
как удовольствие вошли в генетический код того или иного народа очень давно, сотни тысяч лет назад...
разделяются на ритуальные (священные, обрядовые), общественно-бытовые, сценические, военные...... Во время ежегодных поклонений Каабе тысячи правоверных мусульманских паломников, совершенствуясь духовно, семикратно ходят по кругу (против часовой стрелки) вокруг святыни.... Подобным образом построен ход зикра вейнахов
и восходит к древним ритуальным пляскам солнцепоклонников. Так, мы жители северного полушария с каждым поворотом встречаемся с солнцем. Новый поворот - новое утро.
Фольклор и свидетельства исследователей прошлого Кавказа, говорит о том, что у Ингушей в прежние времена был массовый круговой танец. Исследователи описали массовые танцы мужчин и женщин. Все, кто описывал ингушские танцы (Я. Рейнеггс, И.Бларамберг, А. Зиссерман), были потрясены ими. Они пишут: «Их танец - это нечто особенное» или «Живая грациозная пляска».
Стремительное вращение, влияя на тело, изменяет психику, настрой души. Когда люди несутся часами по кругу, то для них пространство за кругом смазано, отчуждено. Но друг друга летящие в танце видят все на тех же местах. В каждом укореняется установка: "Только мы, поющие, летящие - стабильны, реальны. Мир вокруг нас зыбок".
...вращение и восторг от своей избранности создавали удивительный сплав экстремальности бытия, редкую форму стресса… с пробуждением сил, восторга и воли.
Стоя в толпе, не возможно не поддаться,.....чувство единения с чем-то непонятным и сильным.
Древность обрядов суфийского зикра (то, что они были до Пророка Мухаммеда) признают мусульманские ученые.
....утверждают, что с тайнами суфизма и добром зикра Пророк Мухаммед познакомил Архангел Гавриил по велению Всевышнего
.....1арс - площадка на срезанной вершине кургана горы, где проводилась мистерия ..круговой танец ... танец войны....встреча с богом в древности. ..историки свидетельствуют об жреческом танце войны у ингушей в 18-19 веке..... с повторением сакральной формулы. " у:-лу-лахь. ув-лу-лахь. " Подобное существовало у многих народов.. Например для древних афинян "а-ла-ла " клич перед боем.....Вейнахское ....знаменитый сегоднешний круговой религиозный зикир, имеет древнею историю ,который во многом способствовал принятию ислама ингушами в 19 веке!?..Ингушей не смогли заставить силой принять ислам, не знаменитый сосед Имам Шамиль, не более древние походы арабов и полчишаТимура . Заслуга великого философа суфиста устаза Кунта-Хаджи в том, что через древние обычаи /зикир напоминал тысячелетний танец войны/ нашел ключ к сердцам древнего народа. Стражи у колыбели Зевса/Цеуса.. исполняли круговой танец.. ретуал подобный зекуру у эллинов назывался плясками курантов.... у ингушей по свидетельству историков, существовал танец, когда мужчины бегут по кругу, рудимент языческого поклонения Солнцу, он похож на еврейское церемониальный танец шествие людей по кругу – хаккафот (, `обход по кругу`). Хаккафот...женский аналог танца у амазонок.. у древних евреев женская пляска Марьям.
Ввели подобную традицию на Олимпийских играх... Победитель на играх назывался Элл- солнце...Жрецы Куреты известны круговым зикром у ряда народов... Кавказцы, иранцы называли их Куруш, у арабов - Курей шиты. Зикир как и древние танцы сопрвождались хлопаньем в ладоши .. с бубнами ...зурнами .
---------------------------


В ингушском случае объяснимы все слова сопровождающий древний и консервативный ритуал - танец.
Ингушское -
Ворс - команда, в танцах, начало движения.
Ворсвой - 1. / ответ на команду ворс/ - 2.в танце - предупреждение партнеру/ девушке - ускоряю темп, берегись, мол..
Ворс- т1ох - Процесс танца. восклицание, которым подбадривают танцора.
А:сса - (осса), призыв на арену, в круг, для танцоров, крик сигнал юноши своей партнерше, переходи на середину,
когда он начинает а:йде - ускорение темпа танца, при которых может в пылу азарта задеть ее, что считалось недопустимым суровым наказанием, так как Солнце никогда не заденет Землю/Луну, а если заденет рухнет мир.
Ossa - (латинское) середина, центр.

У чеченцев разное произношение - «ХIорс! ХIорс тоъ!», «Орс-тох! Тох! ХIорс!». Так же, кстати, восклицают в танце и соседние народы (осетинское «арстох», даргинское «арстох» и т.д.).
Мы сами свидетели, как и частью ингуши на чеченский лад, выговаривают слова сопровождающие танцы, подобным образом со временем название танца " Г1алг1ар " стало сегодняшнее "Халхар".
Есть другое не менее важное слово которое кавказцами в песнях повторяется припевами - Ворайда/ Орайда, которое не имеет этимологии и объяснения кроме священного ингушского слова Ворхийда - Семь Отцов.
Tags: ингуши, танец
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments