Дагот Ур (akievgalgei) wrote,
Дагот Ур
akievgalgei

Category:

Неадертальская раса

НЕАНДЕРТАЛЬЦЫ: ВЫМЕРШАЯ РАСА
482_2482_5
Свое название неандертальцы получили от долины Неандерталь в Германии близ Дюссельдорфа, где в 1856 году были впервые обнаружены останки, включенные вскоре, как мы уже отметили, в эволюционную схему появления человека. Обычно неандерталец изображался как низкорослое, заросшее волосами существо огромной физической силы, фигурой напоминающее согнутого человека, а лицом - более обезьяну. После открытия останков в Германии, следы неандертальца обнаруживаются в Европе, Азии и Северной Африке.

Прародиной неадертальцев была Месопотамия, что также показывает правоту Библии, утверждающей, что именно оттуда и происходило расселение людей после потопа. На территории бывшего СССР они более всего встречались в Крыму (см. табл. 1).

Что же это были за открытия, заставившие даже повернуть вспять отечественную идеологию?
● Первое. Оказалось, что неандертальцы проживали довольно долгое время с людьми современного типа, то есть, быть их предшественниками, как утверждали ранее эволюционисты, они не могли никак. «Приходилось признать одновременность проживания обеих популяций» [8, т.1. с. 118].

Второе. По своим характеристикам неандерталец практически не отличался от человека современного типа (рис. 2-3). Отличался не многим более, чем негроид от европеоида. Сходство между двумя популяциями (неандертальца и современного человека) показывало, «что мы имеем дело не с двумя разными видами, а с двумя подвидами: человек разумный sapiens и человек разумный неандерталец» [8, т.1, с. 118]. Были вынуждены признать неандертальца человеком разумным и советские ученые, хотя это очень сильно подрывало эволюционную схему развития человека [2, с. 105].
«Неандерталец был, видимо, особым видом современного человека» [3, с. 174]. «Неандертальцы и кроманьонцы были, конечно, две различные расы, как и теперь существуют три различные расы…» . Неандертальцы — это самостоятельная человеческая раса [24]. Два крупных американских антрополога, доктора В. Страус и А. Кав, заканчивая свою работу о неандертальцах, образно написали так: «…если было бы возможно воскресить неандертальца и отправить его в Нью-Йоркскую подземку — предварительно отмыв, побрив и одев его в современную одежду, то едва ли он привлек бы больше внимания, чем прочие ее обитатели» [32].

Что же представлял собой неандерталец или неандертальская раса? Во-первых, необходимо сразу оговориться, что она имела небольшие вариации внутри себя (как и внутри современных трех рас встречаются разные типы по своей конституции, телосложению — нормостеники, гиперстеники и астеники). Но подавляющая часть неандертальцев представляла собой людей ростом в среднем 1,65 метра, гиперстенического (широкоплечие) телосложения с мощной мускулатурой, особенно мышц рук и шеи, с низким лбом и скошенным подбородком [26]. При этом объем мозга неандертальца составлял в среднем 1450 куб.см., то есть нисколько не отличался от объема мозга современного человека [8, т. 1, с. 119; 4, т. 1, с. 58]. Это, кстати, также доказал крупнейший немецкий ученый XIX века Р. Вирхов, что индекс мозга неандертальца такой же, как и у современных европейцев, 1500 граммов [15, с. 284]. Ряд исследований, и, в частности, Американского музея естественной истории Нью-Йорка, вообще говорит о том, что мозг неандертальца превышал по объему мозг современного человека, составляя в среднем 1625 граммов [27, p. 82]. Кстати, у современных дикарей, между прочим, мозг весит только 1250 граммов (рис. 4).
Как сегодня показано, неандертальцы обладали речью, причем это доказано анатомически. «В основании человеческого черепа находится подъязычный канал толщиной с карандаш. Сквозь него проходят нервные волокна, контролирующие его сложные движения во время речи. Такой же механизм речи есть и у шимпанзе, только этот канал вдвое уже — ведь подлинным даром осмысленной, многозвучной, много тональной речи обезьяна не обладает. Примерно так же считали специалисты и относительно неандертальца. Однако недавние работы американских антропологов, руководимых Р. Кеем (Дьюкский университет, штат Северная Каролина), опровергают это мнение. Измерив ширину подъязычного канала на фрагментах черепов неандертальцев, найденных в различных местах, ученые установили, что она не многим отличается от таковой у современного человека. Такое открытие должно изменить многие представления, принятые среди большинства палеоантропологов» [Природа.−1999.−№11(1001).−С.115]. «У неандертальцев была речевая анатомия, которая не ограничивала их способность говорить» [11, с.138].

И эти представления на сегодняшний день не только изменены, но и дополнены другими важнейшими открытиями. Как сегодня показано, неандертальцы «обладали чувством символики, и что рисунки, нанесенные на кости или на камни, помимо эстетического значения, могли иметь целью общение или условную письменность!» [8, т. 1, с. 133]. «Культура европейских неандертальцев и пренеандертальцев достаточно разнообразна и относительно развита. На поздней стадии у неандертальцев наблюдается проведение церемоний захоронения с соблюдением различных культов, объектом которых был сам человек. Это дает возможность сделать предположение, что у них было высоко развито чувство символики и, вероятно, способность к общению при помощи условного письма. Все это — строительство жилищ, коллективная охота и наличие социальных структур — наводит на мысль о существовании устного общения при помощи обширного словаря абстрактных понятий, вытекающего из их способности к символическому мышлению» [8, т. 1, с. 133].

Похоронные обряды неандертальцев
Рис. 5. Погребение неандертальца. Реконструкция.
Сам факт открытия многочисленных захоронений неандертальцев говорит о том, что это были люди (рис. 5).
А захоронения неандертальцев действительно поражают, и, в первую очередь, своим разнообразием. Можно выявить различные похоронные ритуалы.
● Умерших клали в естественные (Ла-Ферраси) или вырытые на глубину до 40 см углубления (ребенок в пещере Ле-Мустье, в Ла-Шапель-о-Сен, Ла-Ферраси, Рок-де-Марсаль, Схул, Киик-Коба, Бордер-Кейв).
● Над захоронением сооружали могильный холм (Ла-Ферраси, Каиб-Греналь) или его засыпали камнями (Регурду, Ла-Ферраси).
● В отдельных случаях умерших клали прямо на пол жилища (Табун, Кавзех, Амуд, Староселье).
Существовали и фамильные склепы, примером чего может быть «кладбище» Ла-Ферраси, обнаруженное во Франции.
Рис. 6.Белая скала в Крыму, где было обнаружено поселение неандертальцев
Располагали усопших неандертальцы часто по-разному:
● В согнутом положении (это встречалось чаще всего);
● В привязанном состоянии;
● Со слегка согнутыми коленями;
● В вытянутом положении (реже всего).
Академик А. П. Окладников обращает внимание на то, что головы погребенных (там, где это можно было установить) обращены на восток или на запад. Погребения, ориентированные на юг или на север, неизвестны, что также говорит о каких-то связанных с этим религиозных представлениях неандертальцев.

Вместе с покойным в гробницу клали различные предметы. Это были чаще всего каменные орудия труда. В пещере Тешик-Таш в Узбекистане тело мальчика от 8 до 9 лет лежало в центре круга, сделанного из пяти пар рогов горных козлов  [12, с. 7—85].
В неандертальском захоронении в пещере Шанидар была обнаружена пыльца с цветов, которые не росли рядом с пещерой, но могила была покрыта цветами, принесенными из отдаленных районов. Возможно, это было первое захоронение с приношением цветов [31]. Позже остатки цветов, которые клали неандертальцы на могилы своих близких, были обнаружены и во многих других их захоронениях, и, в частности, у Белой скалы в Крыму (рис. 6).
Вот, как описывает обнаруженное им в Крыму, у Белой скалы, неандертальское захоронение крупный крымский археолог Колосов Ю. Г., описывает, кстати, еще в советское время. «Нелепо восставать против фактов, которые с полной очевидностью показывают, что неандерталец был человеком, и, как говорится, ничего человеческое не было ему чуждо. Он… не только охотился, питался и размножался, подобно зверю. Он пристально всматривался в окружающее его и уже как-то пытался размышлять о жизни и смерти. Таковы факты. А ведь недавно еще сама возможность неандертальских погребений начисто отрицалась учеными, опасавшимися, что из этого якобы должно последовать и признание извечности религии [9, с. 73].
Но именно это, то есть существование религии, вскоре ученые и обнаружили у неандертальцев.
Религиозные представления неандертальцев
Изданная еще в советское время академическая работа профессора Борисковского П. И. констатировала следующее: «Можно предполагать, что у неандертальцев начала зарождаться вера в сверхъестественное — неотъемлемый признак каждой религии. Вероятно, по представлениям людей той эпохи, связь человека с группой не рушилась и после смерти: труп члена коллектива по-прежнему был с ним связан — как живому члену коллектива его товарищи оказывают взаимопомощь, так и по отношению к трупу они связаны определенными обязанностями, сводящимися в первую очередь к его погребению» [2].

Тотемизм - это когда родовые группы носят имена животных, которых считают своими предками. Свидетельством наличия тотемизма у неандертальцев является открытие в высокогорных мустьерских пещерах Драхенлох (Швейцария) и Петерсхёле (ФРГ) черепов пещерных медведей (рис. 7), помещенных в специальные ящики, сложенные из грубых плит камня [7; 22].

На празднестве люди подражают своему тотему, маскируются в его шкуру, инсценируют охоту на него. Иногда выполняется обряд церемониального поедания тотема. Кости тотема, его лапы, хвост, голова, рога, зубы и т. п. считаются священными фетишами, наделенными сверхъестественными свойствами.
4.2. Анимизм неандертальцев
Анимизм — вера в душу, которую имеют человек и все окружающие животные, растения, неодушевленные предметы, вера в загробную жизнь души. Об этом говорят погребения в сильно скорченном положении, с коленями, подогнутыми почти до самого подбородка. Такого положения можно было достигнуть лишь, обвязывая мертвеца ремнями или намеренно спеленывая его. Нередко покойника посыпали красной охрой. В погребениях находят каменные и костяные орудия и предметы вооружения, специально положенные в могилу, а также большое число бус и подвесок из кости. Некоторые погребения обставлены плитами и выкладками из костей — остатками погребальных сооружений. Появляются коллективные могильники и захоронения одних черепов.

Магия неандертальцев
Важным элементом первобытной религии являлось колдовство или магия. Магия была основана на убеждении, что подобное замещает подобное и что часть замещает целое. «Пусть живой зверь будет так же пронзен копьем, как пронзено это его изображение или как пронзен этот его череп», — такова логика первобытной магии.

Памятниками магии служат позднепалеолитические изображения бизонов, хищников и других животных, пронзенных копьями и гарпунами. По представлениям людей, они должны были способствовать удачной охоте. Колдовские обряды нередко совершались в удаленных, труднодоступных, абсолютно темных закоулках пещер, куда надо было ползти сотни метров по извилистым коридорам и где при свете факела или жировой лампы (кусок камня с выдолбленным на его поверхности углублением, в которое наливался животный жир, служивший горючим) наносились магические изображения. На юго-западе Франции в пещерах Монтеспан и Тюк д'Одубер, прославившихся позднепалеолитическими настенными изображениями зверей, в подобных закоулках обнаружены отпечатки ног палеолитических людей, хорошо сохранившиеся потому, что они оказались покрытыми натеком извести, а также потому, что впоследствии в эти пещеры никто не проникал. Отпечатки ног принадлежали подросткам 11—14 лет и взрослым людям. Значительная часть отпечатков оставлена людьми, ступавшими или только на пятки, или только на носки. Возможно, здесь совершались церемонии посвящения подростков в следующую возрастную группу.
Магические обряды в позднем палеолите были тесно связаны с анимистическими и тотемистическими верованиями» [2, с. 215—219].
Религия неандертальцев, которую советские ученые рассматривали как зарождающуюся, на деле, как показано и признано сегодня, была уже весьма развитой. «Учитывая разнообразие похоронных ритуалов и их широкое распространение, можно сделать предположение, что речь не идет о зарождении этих традиций, которые, следовательно, восходят к более древней эпохе» [8, т 1, с. 131].

4.4. Культ масок
Параллельно с культом пещерного медведя существовал у неандертальцев и таинственный культ масок и нижних челюстей.
ллюстрацией его может быть, в частности, находка черепа в пещере Куаттари в Монте-Чирчео в центральной Италии, тесно связанная с похоронными ритуалами. По стечению обстоятельств в этой пещере, начиная с периода вюрмского оледенения, не происходило отложений остаточных пород, а ее пол покрывался водой лишь периодически. На полу лежал череп неандертальца, обрамленный каменной короной. Искусственно увеличенное затылочное отверстие было обращено вверх. По всей вероятности, это отверстие было расширено для того, чтобы извлечь мозг, что могло указывать на существование каннибализма (ритуального?). Рядом были обнаружены три группы костных останков быка и оленя [20, pp. 1—37; 21, pp. 167—74].
Находка в пещере Араго в Тотавеле (юг Франции), вероятно, умышленно разрезанного лицевого черепа неандертальца наводит на мысль об интересном умении обращаться с человеческим черепом. Авторы задаются вопросом, не пользовались ли этим лицевым черепом в качестве маски для лица [28], что делает череп из Тотавеля свидетельством ритуальных культов на ранней стадии эпохи среднего палеолита. С телами покойных обращались по-разному, как об этом свидетельствуют насечки на костях неандертальцев в укрытии Крапина (Словения) [33, pp. 293—318].
Так же в культе неандертальцев видное место занимал крест — древнейший символ солнца. Так, в частности, в Тэта (северо-запад Венгрии) была обнаружена окаменелость, на круглой поверхности которой был вырезан крест правильной формы и лежала полированная пластина, сделанная из коренного зуба мамонта со следами красной краски (можно сравнить с австралийскими churingas) [34; 30, pp. 268—317.].

Неандертальское искусство
У неандертальцев, как сегодня показано в ходе раскопок, существовало искусство в виде развитых и разнообразных форм. Так на кости наносились симметричные ряды зарубок и желобки, которые не являлись результатом разделывания туш животных или нарезки мяса и сухожилий (пещера Башоиро и пещера Кулна). Впервые на оболочке каменных орудий виднеются бороздки (укрытие Талиенте, пещера Истуриц). Ребро быка с выгравированной кривой линией, найденное в пещере Пеш-де-Лазе II, считается первым проявлением декоративного искусства [23, pp. 458-511]. В Бечове (Богемия) в конструкции жилища был найден кусок обработанного кварцита, который считается произведением изобразительного искусства, сделанным руками человека. Среди наслоений линий и соцветий, вырезанных на лопатке мамонта, найденного в Молодове I, были нарисованы животное с рогами и женский символ.
Поиски прекрасного, несомненно, проявляются в изготовлении отдельных каменных орудий: симметричные двусторонние орудия, скребки и наконечники с тщательной отделкой и правильными симметричными формами лишь в малой степени увеличивают значимость их как орудий. Сбор красящих веществ, начиная с эпохи нижнего палеолита, также свидетельствует об этом эстетическом чувстве. Следы существования этого чувства на ранней стадии эпохи среднего палеолита находят в Бечове I, а на более поздних стадиях — во многих других местах. Красители использовались для раскраски тела (это были одни из первых татуировок) и для раскраски предметов из дерева, кости и кожи. Красители использовались и для траурных церемоний [29, pp. 188—91].
Неандертальские женщины носили подвески (просверленные из костей или зубов), украшения или амулеты (укрытие Ла-Кина, пещера Пеш-де-Лазе II, Франция) [8, т. 1, с. 132]. Небольшие соцветия, выгравированные на камне, который закрывает захоронение в Ла-Ферраси, возможно имели символическое значение.

Сегодня показано, что разные неандертальские роды занимали строго определенную территорию (во время кочевий они так же не смешивались), на которой развивалась их как материальная, так и духовная культура [8, т 1, с. 130]. Причем, их культура отличалась так же разительно, как отличается, к примеру, культура древней Греции от культуры древнего Востока.

Жили неандертальцы преимущественно в пещерах  (рис. 10) (почему именно там, мы вернемся к этому чуть ниже), что стало причиной наличия у огромного числа из них ревматизма [2, с. 165]. Именно он и был, наравне с травматическими увечьями, получаемыми ими в битвах и при охоте, основной причиной их ранней смерти. Обычно взрослый неандерталец доживал до 30—40 лет. Здесь интересно напомнить, что в то время средняя продолжительность жизни людей современного типа  была, порой, в 10 раз больше, о чем нам говорит как Библия, так и древние хроники, и данные археологии.

Сина́нтроп (лат. Sinanthropus pekinensis — «пекинский человек», в современной классификации — Homo erectus pekinensis) — форма (вид или подвид) рода люди, близкая к питекантропу, однако более поздняя и развитая. Был обнаружен в Китае, отсюда и название. Жил около 600—400 тыс. лет назад, в период оледенения.

Первый череп синантропа был обнаружен в гротах Чжоукоудяня близ Пекина в 1927 году китайским антропологом Пэй Вэнь-Чжуном (1904—1982). На протяжении многих лет, здесь работала международная команда ученых: Иоганн Гуннар Андерсон, Биргер Болин (Швеция), Дэвидсон Блэк (Канада), Пэй Вэнь-чжун (Китай), Отто Зданский (Австрия), Уолтер Грейнджер (США) и др. В 1926 году Дэвидсону Блэку удалось убедить Фонд Рокфеллера выделить деньги на финансирование крупных раскопок в Чжоукоудяне, в ходе которых было объявлено о находке сорока особей. В основном были обнаружены черепа и их фрагменты; и отдельные посткраниальные обломки[3]. Весь обнаруженный материал исчез во время Второй мировой войны при пересылке в США.

синантроп рассматривается как основной участник формирования монголоидной расы на этапе Человека прямоходящего. Однако многие антропологи склоняются в пользу точки зрения, что синантроп был тупиковой ветвью развития людей[6].
Tags: неадерталец, послепотопный человек, синатроп
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments