Дагот Ур (akievgalgei) wrote,
Дагот Ур
akievgalgei

Category:

ИНГУШСКИЙ ОБРЯД РАСПЛЕТЕНИЕ УЗЛОВ-ПУПОВИНЫ НА ДРЕВНЕЙ РУСИ

ИНГУШСКИЙ ОБРЯД РАСПЛЕТЕНИЕ УЗЛОВ-ПУПОВИНЫ
инг.яз. цIонг сущ. *пупок (пуповина)
у ингушей и чеченцев к арсеналу магических средств и методов помощи роженицам относилось расплетание узлов, при котором говорили «роди так же», и т. п. 21 После появления на свет ребенка повивальная бабка обрезала, перевязывала веревочкой («ц1опгу») Пуповину, причем оставшуюся ее часть высушивали и хранили в люльке для лечебных целей. Например, по сообщениям наших информаторов, при заболевании у ребенка живота его массировали этой пуповиной или же, отмочив в молоке или воде, давали пить. Когда ребенок вырастал, пуповину прятали в сухое и дальнее место — «меттах цахьадеча».
Еще древние индийские врачи учили: если дитя родится на свет с какими-то телесными дефектами (деформация головы, ног, рук и т. д.), то их следует исправить. Этого же мнения придерживались ингуши, у которых способы правления родовых дефектов имели свои особенности. Ребенку до трехлетнего возраста по утрам, когда он просыпался, и по вечерам, когда он ложился в колыбель, мать или бабушка специально прямили пальцы рук и ног (равно и нос), массируя их иногда так сильно, что ребенок порой плакал от боли.
По свидетельству одного, из дореволюционных врачей, ингуши в первые три дня завертывали новорожденного только в пеленки из ношеного платья. Затем натертый маслом ребенок облачался в распашонку, сшитую из разноцветных ситцевых лоскутков. Разноцветные лоскутки использовались для распашонок, чтобы сохранить ребенка разных болезней.

В современной акушерской практике выход последа и обрезание пуповины – рутинные этапы родов. В традиционной практике родовспоможения славян этим действиям придавалось большое значение. Послед и пуповина не только физически связывали воедино организм женщины и развивающегося ребенка, но и устанавливали между матерью и младенцем сакральную связь на всю жизнь. Поэтому все действия, совершаемые с пуповиной, последом и «рубашкой» (околоплодным пузырем), имели обереговый смысл.
Так при перевязывании пуповины к суровой нитке добавляли волосы матери или обоих родителей, чтобы сила родительской любви могла защитить новорожденного от нечисти.

Ритуальное использование пуповины (остатка пуповины, который оставался после перерезания и отпадал сам), которую принято было высушивать и сохранять, могло быть связано со свадебным обрядом или с магией, направленной на дальнейшее благополучие ребенка, на рождение детей, и особенно мальчиков, на лечение ребенка.
В сербской традиции существовало верование, по которому невеста родит в браке столько мальчиков, сколько мальчишеских пупков она возьмет с собой, идучи под венец. Матери поэтому собирали и хранили такие пупки для венчания своих дочерей. Было принято пуповину завязывать узлом и затем, когда ребенку исполнялось семь лет, ему давали эту пуповину развязать, и вместе с ней "развязывалось" и счастье, т.е. счастью и удаче уже ничто не мешало.
В традиции Руси это обряд назывался «развязыванием ума». Считалось, что после него ребенок «входит в ум» и начинает действовать до конца осознанно.

Пуповина и после ее отторжения считалась частью человеческого тела. Отсюда ее способность влиять на судьбу человека, как бы отражать ее. Нередко хоронили пуповину вместе с умершим ребенком, носившим ее всю жизнь при себе.
Так же относились и к "рубашке", в которой рождался ребенок. Ее носили в качестве амулета, защищающего от пули. Хорваты берегли свою "рубашку" под ключом, чтобы в смертный час положить ее под голову - без нее смерть могла бы быть долгой и мучительной.
Tags: беременная, вещий олег в люльке, пуповина, развязыванием ума, расплетение узлов, рожение, сушенная пуповина
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments