Дагот Ур (akievgalgei) wrote,
Дагот Ур
akievgalgei

Categories:

Народная медицина вайнахов: ингушей и чеченцев

Народная медицина вайнахов: ингушей и чеченцев:

Известный исследователь И. Пантюхов считает, что др. греки в отношении медицины многое позаимствовали у ингушей на Кавказе.
В Ингушетии народная медицина формировалась, с одной стороны, из народного опыта, накапливавшего веками крупицы медицинских знаний.
До появления лекарей ингуши вынуждены были прибегать к лечению знахарей, которые лечили с помощью заговариваний, нашептываний, заклинаний, молитв и талисманов-оберегов.

Для лечения инфекционных заболеваний и их профилактики применялись лук, чеснок, черемша. Эти лекарственные растения предохраняли дёсны и зубы от заболевания.

Трепонация черепа:
Больного доставили к лекарю, который установил, что вмятая кость, соприкасаясь с мозгом, причиняет боль. Он разрезал кожу на ушибленном месте раздвинул её специальным инструментами и, оголив черепную поверхность, стал скоблить кость с помощью гама – инструментом для скобления. Выскоблив ушибленное место черепа, хирург почти обнажил травмированную часть мозга. После этого лекарь взял рог барана, поставив его к ране широким концом, он стал резко высасывать воздух. Затем лекарь извлёк тёплый мозг из только, что забитого козлёнка, приложил его к свежей ране больного и сделал перевязку. Больной выздоровел.

При огнестрельных застарелых ранах с раздроблением костей и присутствием посторонних тел (пули, секвестры, осколки) в отверстие раны вносилась, как можно глубже, толстая турунда из тряпки, смоченная едким веществом, обыкновенно мышьяком, и оставлялась там на несколько дней, что вело к расширению раны. В эту рану вставлялся рог и высасывался скопившийся в глубине гной, частицы омертвевшей кости, пули, осколки и другие посторонние тела. На огнестрельную рану прикладывали 2 раза в день мазь из смолы чинары с медом и яичным желтком попеременно с тертою морковью, вложенную в тряпку - до уничтожения воспаления.

При переломах конечностей, их оборачивали в шкуры только что убитого барана, козы, внутренняя сторона которой обращена к поверхности тела. Засыхая, шкура образует твердую и неподвижную коробку, в которой покоится страждущий член (догипсовый период). Шкуру, снятую со свежеубитого животного, употребляли и как ванну, куда заворачивали рахиточных и гипотрофичных детей, воспаленные суставы, конечности. Куски курдюка (жир, висящий у хвоста баранов) вкладывали в свежую рану, в область мозга после трепанации черепа, на воспаленную рану, сустав в виде компресса. Антонов огонь (газовая гангрена) лечился теми же едкими веществами (квасцы, мышьяк и др.) и различными травами. Ампутации горские лекари не делали совершенно, а прибегали к сберегательной, щадящей терапии.

При переломах накладывались шины (зепараштохар) из доски, или жерди, сплетенной из хвороста, или из специально приготовленного на яичном белке теста из муки (белхьам), которое при завертывании превращалось в своего рода кожух. Такого же рода белхьам из муки с маслом в теплом виде прикладывали для ускоренного завершения процесса воспаления, например, панариций. Для ускорения созревания панариции прикладывали также слегка пропеченный лук и немного примятый подорожник. Для созревания панариции делали проколы гнойника, протягивали через него нитку и завязывали узлом. Это кольцо обеспечивало постоянный отток гноя через отверстие. Для облегчения болей при панарициях беспрерывно играли на дахчипандуре (национальный музыкальный инструмент наподобие русской балалайки) "мотив для излечения панариции". Для обезболивания применялись также различные методы (еще донаркозный период): сдавливание конечности выше ран до онемения, клали на рану лед, отвлекающий боль в другом месте. Но самым распространенным было воздействие и влияние на больного словом.

Для смягчения кашля, при заболеваниях органов дыхания, больным давали горячее молоко с козьим или медвежьим жиром или топленым маслом, одновременно растирали грудь конским, гусиным или козьим жиром и тепло укутывали.

При проникающих ранениях в грудную полость (открытый пневмоторакс) затыкали отверстие ватой, тряпкой. При головных болях, связанных с повышением давления, укусах змей, пауков, при долго незаживающих язвах и т.д. применялось кровопускание (пхьатохар); суть его заключалась в следующем. На выбритом месте головы (обычно затылок, темя) специальным инструментом "пхьа" (топорик в миниатюре) после тщательного мытья и обжога на фитиле наносились насечки, а потом, создавая в стакане вакуум, вытягивали кровь. Когда кровь сворачивалась, стакан убирали, раны перевязывались. Такую процедуру делали на голенях и на спине. Этим инструментом иной раз наносились насечки и по вздутой вене, чтобы выпустить определенное количество крови. Оспопрививание делалось издревле. Делались насечки на руке маленькими острыми клещами, предварительно смоченными с жидкостью со струпьями человека, переболевшего оспой (способ приготовления этой жидкости остался тайной).
Внезапными психическими потрясениями выводили больного малярией из состояния приступа. Для этого его неожиданно обдавали холодной водой, или бросали ему за воротник рубашки живую лягушку, кусок льда, зимой подпиливали мостик, по которому ночью шел больной, который проваливался в ледяную воду, устраивали ложный пожар, неожиданный скандал со стрельбой и т.д. При экземах и лишаях применялось "вытаскивание гниды" когда лекарь иголкой из-под эпидермиса с определенного участка кожи вытаскивает маленький кусочек подкожной ткани, скорее нервное окончание, размером с гниду.

Лечение окуриванием. Больного сажали на стул, возле его ног ставили таз с горящими головешками, иногда на огонь клали различные травы, коренья. Больного окутывали с головы до ног, и он дышал и вдыхал дым и пары. Больной потел. Делалось это при простудах, болях в суставах, мышц (миозиты) и т.д. Так называемый "чоп" (палочка, щепочка, любое инородное тело в горле или носовых ходах), вызванное этими предметами воспаление. Чопист сажает больного (чаще дети), сначала мягкими, постепенно усиливающимися движениями делает массаж горла, шеи, а затем подставляет свой рот ко рту или носу больного и с силой втягивает в себя воздух, и через несколько таких процедур инородное тело (если оно там было) попадает в рот чописту, а больной облегченно вздыхает.

Традиционным методом лечения головных болей было наложение на голову тугой повязки, устранявшей, якобы, «смещение швов» черепа. В основе этого метода лежит правильная диагностика и лечение сдавливанием головы, приводящим к совмещению костей (метод краниотерапии). Народные целители указывали при этом на важность точного измерения окружности головы, потому что, если причина головной боли заключается не в смещении костей черепа, применение этого метода может причинить больному вред. После тщательного головы сопоставлялись данные измерений черепа в разных плоскостях для определения смещения его швов относительно общей плоскости. При этом, для совмещения черепных швов, распаренную специально приготовленным раствором кожу головы необходимо было массировать вверх к макушке, а затем на голову накладывалась тугая повязка.

Массаж и «вытягивание головы» («корта озар».) вайнахские народные лекари применяли также при головных болях травматического характера и психогенного характера. Лечению, как правило, предшествовала «диагностика». Определялась причина головной боли: либо «корта боьжа» (переводится дословно «голова упала») т.е. речь идет о механическом факторе; либо «б1аьргхилла» - сглаз, речь идет о психическом факторе головной боли. Определяли даже вид сглаза – дурной, черный, добрый.
Вайнахскими лекарями в качестве средства для лечения заболеваний желудка, сопровождавшихся потерей аппетита, применялся порошок из сушеной конопли и редьки в равных частях.

Лекарственные растения высушивались и хранились в специ-альных мешочках. Они применялись как в лечении болезней, таки в качестве профилактики. Отваривали листья и травы в закры-той посуде.Некоторые методы лечения использовали средства раститель-ного происхождения. Для лечения простудных заболеваний пилинастой шиповника и мяты, делали ингаляции над паром варенойкартошки; хорошим средством лечения суставов считался отваркрапивы; при низком давлении использовали смесь семян грец-ких орехов с медом; болячки и ссадины на ногах лечили подорож-ником — толченый лист подорожника плотно прикладывалик ране и др.

При болях в суставах, шейном и поясничном радикулите делали массаж и растирание с оливковым маслом (зейт даьтта) или давали пить 2-3% йодистый калий (кIай молха «белое лекарство»). Для остановки кровотечения из ран применялись: кровеостанавливаюший порошок, состоящий из 2-х частей сушеных чернильных орешков и 1 части сосновой смолы, который насыпался толстым слоем на рану, которую завязывали плотной повязкой;
для этой же цели насыпали золу, грушевую муку; прикладывали к ране пережженную кость, смоченную в холодной воде тряпку; как крайнее средство применяли прижигание раны, сосуда каленым железом; порошок из высушенной свежей человеческой крови (чаще самого раненого) насыпался на рану, сверху прикладывалась чистая греческая губка и туго завязывалась на 3 дня.

При вывихах суставов пальцев, предварительно вправив их, смазывалось поврежденное место коровьей желчью, обкладывалось ватой, накладывались с четырех сторон деревянные пластинки и завязывалось на 10 дней. При вывихах больших суставов, после их вправления, суставы натирались яичным маслом и камфарой, обкладывались ватой, забинтовывались и вкладывались в специально сделанные деревянные или железные чаши по величине суставов. Интересный способ определения переломов костей, который заключался в следующем: к поврежденному месту прикладывалась лепешка из просовой муки, яичных желтков и меда. При снятии через сутки с места перелома лепешка окажется не высохшей.
При вывихах шейных позвонков больного клали на спину на ровном месте. Лекарь, сидя сзади больного, упирался ногами в его плечи, ухватившись обеими руками за голову, сильно протягивал на себя, затем, обложив ватой шею, накладывали на нее липовую кору (шина), намазывался бинт (тряпка) яичным желтком, смешанным с мукой (белхьам) и забинтовывалось на 18 дней, после чего выжимался сок из кожуры толченых лесных орехов и ежедневно втирался в область шеи. Вправление вывиха плеча. Больной усаживался на пол, один из помощников обхватывал его туловище, другой помощник становился с длинным шестом у больной руки. Больной брался больной рукой за шест, а лекарь, осторожно выпрямляя и вытягивая больную руку, устанавливал шест почти параллельно (немного впереди). Едва заметно, с постоянно успокаивающими причитаниями, медленными движениями поднималась рука по шесту выше до уровня плеча. И тогда лекарь крепко завязывал руку, затем медленным движением растирал плечо и постепенно подвигал вывихнутую головку к суставной ямке, а помощник отводил шест к наружи и немного вперед, и в это время лекарь с силой надавливал на головку, слышался хруст - и вывих вправлен.

Вправление вывиха стопы. Пятку вывихнутой ноги вставляли в ямку, помощник держал ее, больного сажали на спину другому помощнику лекаря, который, держа больного, медленно нагибался, тем самым вытягивая больную ногу. Сам лекарь в это время медленно надавливал сверху вниз, пригибал к земле пальцы вывихнутой стопы и растиранием и надавливанием приводил кости больной ноги в надлежащее место. Потом ногу заворачивали в шкуру только что убитого барана. При сердцебиениях давали по чайной ложке два раза в день сосновый сок, смешанный в равных частях с медом. При сухом кашле клали лед на позвоночник, при затяжном (хроническом) кашле - каждое утро рекомендовали пить по два сырых яйца, добавляя к ним толченую неочищенную серу. При катаре желудка с "потерею аппетита" давали порошок из сушеной конопли и редьки в равных частях.

Трепанация черепа:
Больного клали на длинную скамью (нары) плашмя, вниз лицом. Двое помощников садились ему на спину и бедра. Ноги и руки связывали, больному давали держать во рту уголок одеяла или подушки, чтобы не сломал себе зубы (обезболивания ведь не было никакого). Лекарь острым ножом (мокху) делал разрез предварительно обритой кожи головы, отворачивал вокруг раны или травмированной части головы кожу, вынимал сломанные кости или инородные тела и скоблил кость остро отточенным инструментом (гам). Когда края кости достаточно истончались, раны осторожно промывали чистой (кипяченой) тряпочкой, место пролома смазывали свежим сливочным маслом, отвороченную кожу опускали поверх раны, клали салфетку (тряпочку) со сливочным маслом и голову перевязывали. Перевязки делали через каждые два дня, пока на истонченную кость не наплывала костная мозоль и рана не закрывалась.

когда болело ухо, в него капали подогретый мед.

По всей Ингушетии славился лекарь Бунахо Бурсагович Бузуртанов из рода Мухлой. Занимаясь траволечением, он знал целебные свойства трехста трав, корней и кустарников. Также он умел излечивать и раны. Умел он делать и операции на черепе. Лечил он также переломы и вывихи. При туберкулезе легких, он справа и слева делал надрезы между ребрами, вставлял в них роготульки, растирал в ладонях какие-то травы, вдувал их в легкие, а затем зашивал раны, – туберкулеза как не бывало.

По древним ингушским повериям, лекарь, берущий плату за лечение, на том свете будет варить в котле одну воду.

Целебные свойства отдельных растений у вайнахов отражены в их названиях:
чов буц» ( володушка) – «трава для ран»;
«н1аьний доха буц» (золототысячник) – «трава для удаления глистов»;
даьтта доккху ба1» (софлор) – «репейник, выделяющий масло» (применяется для смазывания ран);
«хьокхург» Разновидность (лапуха) – «трущий» (средство против заболеваний женских половых органов);
маьлхан буц» - «солнечная трава» (отваривалась и употреблялась против зубной боли и при нарывах);

До сих пор сохранились в памяти народной относительно оправданные сточки зрения фармакологии « рецепты» лечения ряда заболеваний;
1. при нарыве накладывают примятый лист подорожника «димберг»
2. при перемещающей лихорадке – отвар плод калины или мяты.
3. при поносе отвар диких груш, желудей, кашицей из грушевой муки.
4. при болях в суставах делали массаж, растирание с оливковым маслом.
5. для отхаркивания мокроты - отвар лакричного корня
6. в качестве мочегонного применялись настой липового цвета или арбуз.
7. при обнаружении глистов давали кушать сырые тыквенные семечки.

Для уменьшения болей применялись;
сдавливание конечностей до резких болей, опускали в бочку со льдом, нарочно вызывали боль в другом месте, чтобы отвлечь внимание от места операции и т.д.

Известны и другие приемы психического воздействия на больных, которыми пользовались горские врачи, чтобы облегчить боль и страдания.
Например, резкие боли при панариции успокаивали игрой на балалайке специальной музыкой. Мотив этот под названием «Мотив для облегчения нарыв на руке» записан композитором А.Давиденко и нотная запись его дважды опубликована 1927 и 1929г.
А в газете « Известия» от 25 июля 1985г. опубликована статья «Операция под музыку» где приводится сообщение западногерманских врачей бремен, что при «научного» обоснования применяли музыку для облегчения страдания больных.

Щитовидная железа – турскепа наб
Шприц – маха
Шов, швы – ов, овна
Энергия – хьуьнар, де
Шина – зеьпар, (наложить шину – зеьпар тохар)
Череп – туьта
Тромб – датар, детта ц1ий
Транс – шовкъ
Сосуд – пха, миа
гланды сущ. *кхалкхаш
Фаланга пальца – п1елган даь1ахк
гной сущ. *нIод
Аборт - берд1адаккхар (детоубирание)
Адамово яблоко - лока шод (верхний узел)
Алкоголизм - вехал
Вата – бомби (хлопок)
Вдох – садаккхар, сачуозар, садох (душа тянет)
Веко - б1аьргнег1ар (глазная крышка)
Вены – пхенаш
Боярышник – эльхамч
Больной – цомгушваларг, могушвацирг, лазархо, унахо
Большеберцовая кость – буност
Бред – харцлер
Болячка – къомарг
Бровь – ц1ицкъам
Больница – дарбанче, лазара-цаа
Боль – лазар, ов
Бледный – беса
Бледность – бесалла
Бинт – кис
Бесплодие – берцахилар(ребенканебудет)
Барабанная перепонка – лергабад, лерга-потт
Бедро – ворув, ха (мн.), г1арт
Белокровие – ц1ий к1айдалар
Афазия – мотт сацар (остановка речи)
Ампула – молха
Брюхо – гай, кит, чий, гяг, чуврей
Брюшной тиф - чоьнан ун
Вкус – чам
Гайморит – мерачу хий йолар (в носу вода имеющаяся)
Ген – фу, генарьг "семечко"
Гипс – белхьам
Глотание – къурдбар
Голова – корта
Головная боль - корталазар
Глотка – къамарьг
Голень – ност, настаран дукъ, гуленьг
Голод – мацалла, мацо
Голос - оаз
Грипп - ж1аьлин ун (Собачья болезнь)
Губа - бор
Subscribe

  • АРЧИНСКИЙ ЯЗЫК

    Арчинцы-численность в России, в соответствии с переписью 2010 года, — 12 человек Этот язык настолько уникален. В нем столько звуков, алфавит…

  • ТОТЕМ МЕДВЕДЯ

    Аварский язык: ci: медведь Чадаколоб: ši: медведь Андийский: seji: медведь Ахвахский: šĩ: медведь Чамалинский: sehĩ: медведь Тиндинский: sī̃:…

  • ПАМЯТЬ

    ПАМЯТЬ: это способность к накоплению (запоминанию) хранению и воспроизведению опыта и информации. Происходит от праслав. *pamętь, от кот. в числе…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments