Дагот Ур (akievgalgei) wrote,
Дагот Ур
akievgalgei

Category:

ПОХОРОНЫ ИНГУШЕЙ 19 в.(Похоронные ритуалы ингушей)

ПОХОРОНЫ ИНГУШЕЙ 19 в.(Похоронные ритуалы ингушей)

ПОХОРОНЫ ИНГУШЕЙ 19 в.
Чах Ахриев отмечал, что «ингуши до введения у них ислама имели о загробной жизни точно такие же понятия, как и о настоящей земной», т.е. они думали, что там, как и здесь, на Земле, человек подвержен житейским тревогам и заботам, также работает периодически, например, «осенью жнет по ночам солому на загоне своих родствен-
ников»120.

Е. Шиллинг писал, что ингуши хоронили покойников в склепах
«кашах», каждый большой «род» имел свою усыпальницу. На территории Ингушетии встречаются несколько видов склепов в виде:
«а) продолговатых домов с двускатным покрытием; б) четырехуголь-ных сооружений, увенчанных пирамидальной крышей; в) круглых ядрообразных построек»; усыпальницы были в несколько этажей. Умерших одевали в лучшие одежды, укладывали с ними предметы домашней утвари, которые, согласно поверьям, были необходимы им в новой жизни.
В период эпидемий и массового мора живые уходили в склепы
целыми семьями, взяв с собой предметы быта. В усыпальницах разрешалось хоронить только членов своего «рода», но ни в коем случае ни «чужеродца».

В некоторых усыпальницах имеются поминальные ка-
меры, куда могли прийти родственники или друзья умершего и поиграть с ним в необычную игру. Она заключалось в том, что на полу поминальной камеры расчерчивалась «фигура с делениями; игравшие бросали на манер костей коротенькие четырехгранные палочки с нарезками»121, если палочки укладывались в деления, то выигрывал гость, посетивший камеру, если не попадали, то покойник.
Ч. Ахриева, где сообщается, что на «похоронах возле могилы
клали три лепешки, чтобы покойник по дороге на тот свет не
нуждался в пище. Затем к могиле подводили коня, узду которого давали в руки покойнику. Далее коня трижды обводили вокруг могилы, отрезали у него правое ухо и бросали в могилу»122. На следующий день после похорон устраивались первые поминки со всевозможными угощениями, и считалось, что все съеденное «идет в пользу покойнику». Чтобы покойник на том свете смог встать с постели, устраивались
«постельные поминки».
Чтобы «облегчить» процесс «вставания покойника», в честь умершего устраивались скачки, стрельба в цель и джигитовка, писал Ч. Ахриев. За день до поминок к родственникам покойного должен явиться каждый, кто желает участвовать в скачках. Из всех приехавших с этой целью отбирают только 4 коней, и для них назначаются призы. Для этого участникам нужно отправиться в дальнее селение, причем в руках у них должны быть большие ветки, украшенные яблоками и орехами. После приезда в назначенное селение всадники одну ветку дарили хозяину дома, где останавливались на ночлег, а остальные уважаемым старикам. На следующее утро они должны были скакать к месту поминок. Победители получали призы от родственников покойного.
Еще до приезда всадников устраивалось состязание по стрельбе.
Победитель в этом соревновании получал козленка. Затем начиналось традиционное посвящение лошади покойному. Для этого старик брал в одну руку сосуд с пивом, а в другую — три лепешки и кусок баранины. К нему подводили лошадь, взявшую первый приз на скачках, которую он поил пивом. Хозяину лошади он отдавал лепешки и баранину, а затем объявлял, что эта лошадь с согласия владельца посвящается покойнику, который на том свете сможет ездить на ней, куда ему захочется. Остальных лошадей, участвовавших на скачках, посвящали таким же образом и «отдавали» предкам покойника, по выбору родственников. Заканчивались «постельные» поминки часовой джигитовкой 123, во время которой всадники держали в руках украшенные
фруктами и орехами ветки. По истечении двух лет после «постельных поминок» делались большие поминки, а еще через год вдова устраивала поминки в честь окончания траура. Примечательно, что даже
если она выходила повторно замуж, ее хоронили рядом с первым мужем.
Кроме перечисленных поминок, ежегодно после окончания
жатвы устраивался жатвенный ужин — марс-порр — «с соблюдением следующей церемонии: поставив возле очага кушанье, приготовленное для ужина, самая старшая женщина в семействе брала щипцы в руки и дотрагивалась ими до каждого кушанья, говоря: “Да будешь пищей такому-то покойнику”. Обойдя, таким образом, все яства, она
выливала из чашки, находившейся у нее в руках, брагу около очага; затем уже все члены семейства принимались за кушанья»124. Угощения для покойника «передавались» с молитвой: «Дай Бог, чтобы у них
(т.е. у умерших) урожай был хороший», — писал Е. Шиллинг125. По народным представлениям, разница между загробною и земною жизнью заключалась лишь в том, что, когда на Земле день, у покойников ночь и наоборот126.
Tags: ИНГУШИ, похороны, шиллинг
Subscribe

  • ПИТаНИЕ

    ПЕЙ-ЕШ-СОСИ-УЖИН-ВЕЧЕР-ОБЕД-ХРАНИ-ХЛЕБ-МУКА РУССКОЕ ПИТЬ=ЕСТЬ Ингуш.язык баа: биа, буъ, биаьб, баар,биар,буар| кушать |в классе «б»| Ингуш.язык…

  • ЛОРИЙ ДАРБАНЧЕ

    Народная медицина ингушей представляет собой неотъемлемую часть этнической культуры и основана на многовековом народном опыте. На протяжении…

  • БАРСУК

    Из тюркск.; ср. казахск., балкарск., карач. borsuk, тат. bursyk, barsyk, чагат. bursuk Ингуш.язык борцакх: барсук борцакха: барсучий борцакхий…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments