Дагот Ур (akievgalgei) wrote,
Дагот Ур
akievgalgei

Category:

Ингушские знахари


В средневековье народная медицина Кавказа, по оценке исследователей, стояла на высоком уровне. В работе С. А. Токарева, говорится, что хирурги Кавказа стояли в своё время на уровне научной медицины. Другой известный исследователь И. Пантюхов считает, что греки в отношении медицины многое позаимствовали у ингушей на Кавказе.
В Ингушетии народная медицина формировалась, с одной стороны, из народного опыта, накапливавшего веками крупицы медицинских знаний.
До появления лекарей ингуши вынуждены были прибегать к лечению знахарей, которые лечили с помощью заговариваний, нашептываний, заклинаний, молитв и талисманов-оберегов. Благодаря легендам и сказаниям ингушей до нас дошли сведения о тяжёлых эпидемиях далёкого прошлого, в результате которых вымирали целые селения. Тяжёлые условия жизни, культурная отсталость, отсутствие медицинской помощи приводили к распространению малярии, оспы, холеры, брюшного и сыпного тифа, дизентерии и др. тяжелых заболеваний. Ингушские предания свидетельствуют о лечении больных, особенно детей, с помощью животных. Детей больных неврастенией опускали в тёплый живот зарезанного животного, в котором он должен был заснуть, что являлось подтверждением его излечения. Для лечения инфекционных заболеваний и их профилактики применялись лук, чеснок, черемша. Эти лекарственные растения предохраняли дёсны и зубы от заболевания.
В народной памяти сохранились имена некоторых врачевателей, лечивших различные недуги и облегчавших людям телесные страдания. Это такие лекари, как Бузуртанов Бурсак и Бузуртанов Бунхо из с. Алкун, Дзейтов Берд из с. Цори, Евлоев Берд из с. Йовли, Точиев Бунхо из с. Мецхал и др.
Они имели хорошие представления о функциях человеческого организма о его строении, о факторах физического воспитания. Ингушские лекари умели лечить ожоги. Для этого они собирали овечье молоко в большой котёл и варили его пока 1/3 не испарится, а когда масса эта достигала температуры тела, туда окунали пораженные части тела. При сильных головных болях, гипертонической болезни местные лекари занимались кровопусканием. Кровь пускали с помощью «пхьа»- специального небольшого ножа, а также ставились пиявки. Свидетельством умения ингушских лекарей делать сложные операции, вправлять вывихи, лечить переломы, а также огнестрельные и другие ранения являются, обнаруженные в склепах черепа с явными следами трепанации, кости со следами излеченных переломов.
О талантливых ингушских хирургах говорят сохранившиеся народные предания. Интересную историю рассказал Садулаев Б.С., который вместе с товарищем оказался в Панкисском ущелье. Как известно многие ингуши переселялись в местность Панкисси. В селении Джоколо проживала семья Борчашвили, у которых было много искусных лекарей, умеющих делать трепанацию черепа и лечить др. заболевания. Садулаев всё время жаловался на головную боль и, вследствие этого, на бессонницу. Тогда лекарь посадил перед собою больного, ощупал голову, затем тщательно её обрил. После чего стал обливать голову холодной родниковой водой. Острым ножом отвернул вокруг одной точки кожу и извлёк оттуда скрученный спиралью волос длиной 3 м 72 см., который и причинял пациенту боль.
Особенно среди ингушских лекарей отличался умением быстро оказать помощь при вдавленных переломах костей черепа Бунхо Бузуртанов, использовавший для этого своеобразный специальный вакуум. Однажды один из жителей в с. Алкун, упав с дерева, ударился головой о пень.
Больного доставили к лекарю Бузуртанову, который установил, что вмятая кость, соприкасаясь с мозгом, причиняет боль. Он разрезал кожу на ушибленном месте раздвинул её специальным инструментами и, оголив черепную поверхность, стал скоблить кость с помощью гама – инструментом для скобления. Выскоблив ушибленное место черепа, хирург почти обнажил травмированную часть мозга. После этого лекарь взял рог барана, поставив его к ране широким концом, он стал резко высасывать воздух. Затем лекарь извлёк тёплый мозг из только, что забитого козлёнка, приложил его к свежей ране больного и сделал перевязку. Больной выздоровел.
Горские лекари умели обеззараживать хирургический инструмент с помощью огня и солевого раствора. Был у них специальный фитиль из материи, в которую заворачивали соль, пропитанную маслом. Фитиль зажигали, и инструмент готовили к операции. Выше перечисленные хирургические инструменты перед операцией выдерживали в солевом растворе.
Литература:
1. Индербиев М. Т. Очерки истории здравоохранения Чечено-Ингушетии. Грозный,1972 г.
2. Кодзоев Н. Д. История ингушского народа с древнейших времен до конца 19 в. Магас,
2002 г.
3. История народов Северного Кавказа с 18 в.- 1917 гг. Москва, 1988 г.
Subscribe

  • ПИТаНИЕ

    ПЕЙ-ЕШ-СОСИ-УЖИН-ВЕЧЕР-ОБЕД-ХРАНИ-ХЛЕБ-МУКА РУССКОЕ ПИТЬ=ЕСТЬ Ингуш.язык баа: биа, буъ, биаьб, баар,биар,буар| кушать |в классе «б»| Ингуш.язык…

  • ЛОРИЙ ДАРБАНЧЕ

    Народная медицина ингушей представляет собой неотъемлемую часть этнической культуры и основана на многовековом народном опыте. На протяжении…

  • БАРСУК

    Из тюркск.; ср. казахск., балкарск., карач. borsuk, тат. bursyk, barsyk, чагат. bursuk Ингуш.язык борцакх: барсук борцакха: барсучий борцакхий…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments