You are viewing akievgalgei

Previous Entry | Next Entry


Его подлинность подтверждается научными изысканиями Дошлуко Мальсагова и в частности работой в «О некоторых непонятных местах в «Слове о полку Игореве». В этой работе достоверно разъяснены многие затемненные сюжеты и термины, встречающиеся в Слове…» нет необходимости излагать в целом исследования Д.Д.Мальсагова. Вместе с тем представляется целесообразным обратить внимание на одно из положений этой научной работы.
Долгое время считалось, что Овлур, спасший князя Игоря, бежав с ним из половецкого плена, был половцем. Мальсагова Д.Д. заинтересовало имя Овлур (Влур, Лавор, Лавр). В различных источниках имя – Овлур искажалось. Если бы Овлур был половцем, то он вряд ли стал оказывать помощь князю Игорю и не совершил бы бегства с ним. Безродный всегда, а тем более в древности, считался слабым, незащищенным человеком, фактически – изгоем. Во многом этим объясняется то, что родственные отношения в прошлом были жизненно важными, потому – сильными. С ними приходилось считаться. В противном случае, за совершенное деяние Овлур и даже его близкие сородичи были бы уничтожены половецкой знатью. Коль Овлур помог бежать князю Игорю, то представляется правомерным вывод, что Овлур не был половцем. Он был для них чужеродцем и его ничто не связывало с этими кочевниками. Интересна цепь логически взаимосвязанных размышлений Д.Д.Мальсагова вокруг имени – Овлур. Желающие изучить ее могут обратиться к названному труду ученого. В данном случае важно, то, что только в нахской ономастике представлено древнее личное имя – Овлур.
сохранилось до настоящего времени. В Назрани, например, проживал Овлур Мальсагов. В Ингушетии известна фамилия – Овлурговы, восходящая к имени – Овлур ( г – суффикс уменьшительности ). Интересно значение слова, от которого произведены эти имя, фамилия.
Смысловое значение имени Iовлур – «рожденный зимой».

. Кажется странным то, что бежавший из половецкого плена Овлур, судя по имени – вайнах, не оставил после побега князя Игоря и не направился на юг, а последовал с ним. Это вполне объяснимо. Родина Овлура находилась к северу от половецких кочевий. Следуя с князем Игорем, он возвращался на родину. К этому выводу приводят изложенные в настоящей работе исследования. Некоторые, недовольные одним лишь упоминанием какого-то Овлура, очень расстроятся, узнав, что в древней русской и славянской среде были и другие нахские имена, известные и популярные по сей день.
Обратимся к личным именам, известным многим, но особенно украинцам и русским. Речь идет о семье, члены которой носили имена Кий, Щек, Хорив, Лыбедь. К сожалению, нет никаких сведений об именах их родителей и близких родственников.
Летописец Нестор указывает что, Кий и его сородичи правили на Руси в V-VII вв. Принято считать, что имена трех братьев и сестры являются по своему происхождению иранскими. Это, якобы, свидетельствует об их скифском или сарматском происхождении. Стало уже традицией, скорее дурной, приписывать все загадочные события, непонятные факты и явления, происходившие в древности в регионах, относящихся ныне к Югу Украины, Молдавии, Карпат, Югу России, приписывать к скифскому, сарматскому мирам, к иранским языкам и т.п.
А между тем, имена Кий, Щек, Хорев и Лыбедь не имеют никакого отношения, если говорить об их происхождении, ни к иранским, ни к славянским языкам.Эти очень древние имена поныне присутствуют в нахской ономастике и при том в качестве сугубо исконо нахских. И ныне среди вайнахов есть носящие фамилию – «Киев». Она не связана напрямую с современным городом Киев, но между нахской фамилии Киев и названием столицы Украины - Киев имеются древние исторические и даже

этнические взаимосвязи. В предгорьях Главного Кавказского хребта, на территории Ингушетии лежит древнее нахское селение Кий. Его основал родоначальник Киевых. Имя Кий является именем - оберегом. Подобные имена давались, считая, что оно будет оберегать человека. Слово – кий имеет значения «потаенность», «сокрытость», «укрытость» и всё прочее, что близко к слову тайна. Человек, как бы, самим именем был сокрыт от злых духов и сил, которые могли принести ему вред, ущерб и всё плохое.
Второго из известных братьев звали Щек. Никто не может ничего вразумительного сказать о происхождении и первоначальном значении этого имени, потому что базовый материал для их определения совершенно не соответствует происхождению данного имени. Оно – нахское. В языках нахов присутствует слово шакIа – «мрамор», считающиеся в вайнахской среде необычно чистым и благородным камнем. Он является символом чистоты. Когда вайнахи говорят о том, что, например, вода очень чистая они употребляют выражение: «Эта вода чистая как мрамор (шакIа)». От данного слова производится прилагательное - шекIа. В связи с тем, что находящийся на исходе слов шакIа, шекIа звук - а является очень коротким, эти слова восприняты славянами на слух – шак, шек. В нахской ономастике присутствовало древнейшее личное имя – ШекIа (> Шек >
Щек), имеющее буквальное значение «мраморный», а смысловое – «чистый». Это имя было весьма популярным еще в ХIX, в начале XX вв. Третьего брата звали - Хорив. Это, скорее всего, прозвище, данное из-за того, что он, должно быть обладал свойствами, присущими шаманам, предсказателям, знахарям и им подобным. Прозвище возникло, вероятно на базе словосочетания, совершенно тождественного нахскому словосочетанию «Хоур и ва» - «Он является знающим», в котором хоур – «знающий», и – «он», ва – «есть», «является». Именем Хорив, развившимся из словосочетания «Хоур и ва» вайнахи, могут именовать и сегодня любого шамана, предсказателя, знахаря...Самым привлекательным для исследования является имя Лыбедь. Оно, по установившейся в мире славянских народов традиции, сопоставляется со словом лебедь.А известный языковед Макс Фасмер иного мнения. Он полагает невероятным происхождение личного имени Лыбедь от слова лебедь. Фасмер прав. Это слово не относится по своему происхождению к славянским языкам. Нахские языки представляют возможность определить этимологию данного имени. У нахов до сих пор сохранилось древнее женское имя Либи ( / Либа), произведенное от глагола – ла- «желать», имеющее значение «желанный, - ая, -ое,- ые». Скажем, у какой - то женщины были одни сыновья и наконец-то она родила долгожданную дочь. Этого женщина страстно желала и поэтому назвала ребенка – «Либе да» - «желанным является (ребенок)».Это словосочетание, слившись в словообразование, дало нахское имя «либеда», также обозначающим « желанная». Таким значением было наполнено имя сестры Кия – Лыбедь. Имя было ей дано матерью и бабушкой, но не отцом и не дедом, т.к. по нахскому этикету имя любой родившейся девочки давалось в прежние времена только женщиной.

Невольно в памяти всплывает ещё одно довольно известное имя предводителя многочисленого и некогда могущественного славянского племени антов – Бож . Как ни странно, на первый взгляд, и это имя присутствует в нахской ономастике. Оно известно многим людям старшего поколения. Правда, употребляется в сочетании со словом аьла ( / эла / ала), имеющим, помимо прочих, значения «вождь», «предводитель»,
«вожак», «князь», «царь» и т.п. Полная форма этого представленного в нахской ономастике - «Бож–аьла». Его значение – « Бож -предводитель (вождь, вожак…)». Оно восходит к личному имени – Бож. А кто же из вождей, предводителей, царей племен обладал именем Бож? Известно, что им был предводитель антов. Словом бож нахи именуют козла. Кое-кто, возможно, ехидненько ухмыльнется, подумав «Ну, что за имя?!» Зря. Имена такого рода были у многих народов. Среди древних нахов были распространены имена Борз - («волк»), Нал – («кабан»), Ча - («медведь»), Лом – «лев» и мн. др.
Следует отметить, что не все считают антов славянским племенем. Так, Тадеуш Сулемирский пишет: «….аланским племенем были анты, которых Иордан считает славянским народом, добавляя, что «венды (славяне) хотя и происходят от одного корня, но носят три разных имени: венды, анты и склавины». Однако это не противоречит идентификации антов как аланов (асов): сарматы, очевидно, образовывали на данной территории правящий класс, который постепенно славянизировался. Этот процесс, вероятно, завершился не ранее VI века н.э., хотя многие сарматские традиции сохранились. Среди них – тамги и связанные с ними верования, которые передались покоренному славянскому населению. Герб старой русской правящей династии Рюриковичей, чьей столицей был Киев, произошел от тамги.
Согласно историческим записям, власть антов, одно время бывших в подчинении у остготов, распространялась в VI веке на территорию между Днестром и Днепром и далее. Центр их царства, вероятнее всего, находился к востоку от Днепра: большое количество приписываемых им археологических останков найдено в районе Канева. По всей видимости, царство это было разрушено аварами в начале VII века. Несколько кладов с ценными серебряными предметами, принадлежавшими антам, было закопано в то время в районе Канева, очевидно для того, чтобы они не достались завоевателям. Эта дата совпадает с последним упоминанием об антах в письменных источниках. (56, С. 178-179)

Многие ученые считают, что «анты» не является самоназванием данного племени, это – « ….. название со стороны, данное каким-то другим неславянским народом на чужом языке». ( 47,С.34)
А каким «неславянским народом» дано имя племени – анты? Л.Н.Гумилев писал: «….что греческое слово «анты» значит то же, что славянское «поляне». Сохранилось слово женского рода поляница в значении «богатырша». Но слово «поляне» в аналогичном значении сегодня не используется….»
(22, С.28.)
А теперь надо бы сопоставить приведенное мнение видных ученых с некоторыми данными из нахской лексики. Вот что писал Я.С.Вагапов
«Считаю, что термин анты как обозначение степной или лесостепной зоны может быть обязан своим рождением языковой практики нахоязычного населения региона. По-вайнахски ана- «степь», с топоформантом – т- и окончанием множественного числа –ай или –ой антай или антой могло означать «степные», то есть то же, что и древнерусское поляне». (16,С.19 90) Очень интересное замечание и особенно в сочетании с тем, что в нахских языках присутствует слово анда / андо / онда, имеющее значение «крепкий», «сильный», «прочный», «могучий». Приведенные нахские словообразования буквально напрашиваются на сопоставления с сообщением Л.Н.Гумилева, о том что «анты» означает «поляне», а «поляница» - «богатырша». (22, С.28)

Привлекает внимание этноним -хорваты. Принято считать, что словообразование - хорват имеет значение – «страж», «стражник», «охранник». Данное мнение правомерно и это подтверждается нахским лексическим материалом. Во всех нахских языках слово ха имеет значения «стража», «охрана», «караул». Оно является основой словообразования хар, имеющего значение «из стражи», «стражник». С дополнением к этому словообразованию грамматического показателя класса мужчин единственного числа – в возникает словообразование харва – «стражник».С течением времени классная категориальность- в была утеряна, а соединение словообразования харва - «стражник» с грамматическим показателем класса множества людей – д возникает словообразование – харвад обретшие значение «стражники». Показатель грамматического класса д – переходит в – т. Это обычное явление и особенно в связи с тем, что нахский звук – д, как и в английском языке - d, по артикуляции ближе к звуку т ( t ).
Несомненно словообразование хорват имеет нахское происхождение.
На территориях, населенных в древности славянами, обитало племя, именовавшееся « сербы ». Не все специалисты считают, что этот этноним

восходит к славянским языкам. До сих пор нет признанной этимологией слово « серб ». А между тем один из нахских влиятельных родов именуется « саьрби». (аь –ä). Его основа – саьр, восходящая к – ц1аьр –«боговы», «богу принадлежащие», «от бога происходящие»; би - древний
вариант глагола –ба – «есть, являются», б – классный префикс глагола - би
( / ба ). Нахский этноним саьрби ( < цIаьрби) имеет значение «Бога люди», «боговы». Может быть, и этноним сербы имел поначалу, т.е. ещё в первых веках н.э., такое же значение.
Многие имена людей, названия народов, обитавших в Восточной Европе заслуживают внимания, и должны быть тщательно и объективно исследованы. Это – очень сложная и емкая работа. В настоящей работе еще придется обратиться к ряду личных имен и этнонимов.


Одни ученые сопоставляют это слово с готским meki – «меч», древнесаксонским mаki – тоже «меч». Уместно заметить, что и в древнеанглийском языке меч обозначался словом mece. Специалисты полагают, что в германский и славянский языки это слово попало разными путями с Кавказа или Балкан. Правомерность такого предположения подтверждается данными нахской лексики. В различных нахских языках и диалектах представлено слово мокх/мукх/мокха/мукха…, имеющие значение – «нож». Вместе с тем в этих же языках присутствуют макх/мекх – «борона», мекх – «ус» (ед.ч.слова «усы»). Не трудно заметить, что словообразования мокх/мукх.., макх/мекх именуют режущий и колющий предметы. Эти этимологические тождественные словообразования, которые имеют одну структуру: м – классный префикс; акх/екх/окх/укх – основа, восходящая к глаголу экх. Одни специалисты по нахским языкам называют присутствующие в данном словообразовании - м рудиментарным показателем грамматического класса, другие – вариантом поныне функционального показателя грамматического класса - б. Как бы то ни было, - м является окаменелым показателем грамматического класса. Глагол экх имеет в нахских языках значения «вонзается», «врывается», «пронзает», «проникает». Этот глагол в соединении с показателем грамматического класса - м дал существительное макх/мекх/мокх/мукх/… с первоначальным буквальным значением «то, что вонзается (втыкается, врывается, пронзает, проникает,…)» Именно таковыми являются старшие значения и структура словообразований, именующих один из типов холодного оружия – меч (готского meki «меч», древнесаксонского maki - «меч», древнеанглийского mece – «меч»). Они являются

заимствованиями из нахского языка, фонетически и семантически тождественны нахскому мекх/макх/мок… Понятно, что переход кх в к дал словообразования meki, maki, mece, а переход к > ч произвел русское слово меч. Предложенная на нахской основе его этимология с позиций фонетических является удовлетворительной. А семантическая сторона безукоризнена. Ведь, меч – оружие, предназначенное поразить противника, пронзив (проткнув) его. Отсюда же следует, что предложенная этимология является достоверной.
Значительно число слов в русском языке, происхождение которых признано учеными загадочным, объяснение старших значений – затруднительным. Многие их этих слов получают на нахской основе достоверную этимологию. В этом нет ничего удивительного. Мы плохо знаем свою историю. Её искажали, писали на потребу монархам, вождям и другим, власть имущим. А между тем, многочисленные русско-нахские лексические соответствия в комплексе со свидетельствами антропологии, археологии, языкознания, античных источников и летописей ведут к переосмыслению представлений о древней истории русского и нахских народов. Десяток-другой языковых совпадений могут быть случайностью, но многие сотни – это забытый, но важный этап

Одним из наиболее распространенных видов оружия в древности был лук, предназначенный для метания стрел в цели, поражения и уничтожения противника. Надо обратить внимание на то обстоятельство, что лук внешне напоминал полуобруч или дугу. Совершенно идентичными словами лук обозначался в украинском, болгарском, польском и других славянских языках. Современная форма этого слова развилась из более древней - *lоkъ. Видимо, древняя- первоначальная форма этого слова была * kolo. Такое мнение обусловлено тем, что лук напоминает по своему виду полуокружность. В нахских языках представлено слово – го / гуо / куо, имеющее значение «круг», «окружность», «округлое», «(нечто) плавно округло изогнутое». Словообразование гола – имеет в языках вайнахов

значение «голень», «колено», «локоть», «извилина, изгиб, поворот (округлые)». Специалисты по русскому языку считают, что слово кольцо произошло от – кола- «круг». Оно в русском языке не сохранилось. Но в украинском присутствует слово кола – «круг», в латинском – colus – «прялка», в древнепрусском – kelan - «колесо». Из-за перестановки звуков (метатезы) словообразование коло трансформировалось в локо. А его усеченная форма – «лок» из-за перехода звука – о - в – у дало известный нам термин – лук.
Некоторые лингвисты усматривают этимологическую взаимосвязь между словами кольчуга и кольцо < (коло+це). Похоже, что их вводит в заблуждение созвучие первых слогов данных словобразований частей этих словообразований – коль и коль. Кольчуга – это изделие, состоящее из сцепленных между собой колец. В нахской среде, наряду со словом – гIоз – «кольцо», употребляется и чуг –«кольцо». Может быть, что слово чуг – «кольцо», как и слово – гIοз - «кольцо», развилось из - *зIaг – «кольцо». В таком случае его трансформации могли быть таковыми: - * зIaг > цаг > цог >чуг, *зIaг > гIοз ( сравните осетинское цäг – «кольцо»).
Сцепленное, спаянное с другими кольцами кольцо, именуется по-вайнахски – «кхаьлла чуг» - «сцепленное (спаянное) кольцо» (аь - ä). Словообразование, возникшее в результате слияния слов, составляющих словосочетание, могло быть воспринятым древними русскими как – калачуг, развившееся с течением времени в кольчуга. В таком случае самое старшее значение этого словообразования – «сцепленное (соединенное) кольцо».
Более приемлемой представляется иная этимология существительного кольчуга. Кольчуга предназначена для того, чтобы в максимально возможной мере защитить человека от ран и увечий. Для этого ею прикрывали, по крайней мере, верхнюю часть тела человека. Изделие такого рода и такой предназначенности могло именоваться древними нахами – «къовла чуг»

(« къоула чуг», т.к. нахский – в - w) – «закрывающее, прикрывающее (что-либо) кольцо». Слияние этого словообразования в конечном итоге привело к образованию существительного – кольчуга, т.к. – къ было бы передано как – к, дифтонг – оу > о, л >ль. Этот, второй из предложенных вариантов этимологии слова – кольчуга, является более предпочтительнее вследствие того, что и в фонетическом, и в семантическом плане убедительнее, чем первый. В таком случае, старшее значение слова – кольчуга – «закрывающее, прикрывающее (что-либо) кольцо».
У древних русичей на вооружении были луки и стрелы. Они были бесполезны, если тетива – неотъемлемая часть лука слаба, непрочна..
В древнерусском языке слово тетива зафиксировано в письменных источниках в XI веке. Считается, что оно развилось из более древнего русского тятива. Несмотря на многочисленные сопоставления с созвучными и в некоторых случаях близкими по значению словами из различных языков, структура – тетива до сих пор не является достоверно определенной. Специалисты затрудняются объяснить формальную принадлежность» части этого словообразования – tiv – a. Предполагают, что – iv- a – обычный для русского языка суффикс, добавленный, возможно, к славянскому суффиксу – t. Эта проблема выглядит надуманной, если специалисты обратятся к нахской лексике, которая подтверждает правомерность суждений специалистов о том, что – тетива образовано от какого-то слова, имевшего значение «тянуть». В языках вайнахов присутствует слово – тетта – «тянуть», «толкать». Это обстоятельство в сопоставлении с тем, что тетива предназначена для того, чтобы ее тянули, натягивали и в освобожденном состоянии, возвращаясь в исходное положение, она, совершив сильный удар по тыльной стороне стрелы и выталкивала ее в полет с огромной скоростью. Присоединение к слову, фонетически и семантически тождественному нахскому – тетта – «тянуть», «толкать», суффикса – ив – а произвело русское словообразование – тетива.
Огромно число лексических соответствий в русском и нахском языках. Характерно, что нахский материал позволяет выявить происхождение и значения многих загадочных слов из русского лексикона. Этому есть объяснения, кроющиеся в том, что самый древний этап истории предков русских и других народов до сих пор загадочен для всех нас.


Лингвисты склоняются к тому, что праславянское существительное * vojьna
(> война) является по своему происхождению субстантированным
прилагательным, которое в свою очередь восходит к праславянскому * vojь – «воин», «боец» (ьn – суффикс со значением «относящийся к войску, к воинам, к войне»; ср.нахский – н-суффикс принадлежности.
Логичным было бы исходить из того, что самым страшим значением слова воин было «убивающий». Нахское слово вий, как уже отмечалось, имеет

значения «убиение (убийство)», «проклятие на погибель кого-либо». Уместно напомнить об одном из персонажей восточнославянской мифологии, имя которого Вий. Его увековечил Н.В.Гоголь. Значение имени Вий объясняют, ссылаясь на то, что он обладал смертоносным взглядом, скрытым под огромными веками или ресницами. А в украинском языке слова вiя, вiйка означают «ресница». В русских и белорусских сказках говорится, что веки, ресницы или брови Вия поднимали вилами его помощники. Человек, не выдерживавший взгляда Вия, умирал (67, С.235, т.I).
Таковые объяснения происхождения и значения имени Вий не выглядят убедительными. Вий – существо, убивавшее людей. Именно это обстоятельство само по себе ведет к сопоставлению имени Вий с нахским словом вий – «убиение», «смертное проклятие». Коль языковеды считают, что праславянское * vojьna является субстантированным прилагательным * vojьnъ и вместе с тем утверждают, что корень * vi / * vej /*voj ряда праславянских словообразований восходит к индоевропейскому *uei / *uoi – «поход», «гнаться», не менее правомерным с позиций фонетических и особенно логико-смысловых было бы сопоставление праславянского * vi / * vej /*voj с нахскими ве – «убить», «убивать»; ви- «убей», «убейте», вий – «убиение», «убийство». Как праславянское * vi, так и древнерусское вой могло развиться из заимствований, фонетически и семантически тождественных нахским ве - «убить», «убивать»; вий – «убиение», «убийство». В таком случае словообразование воин имело первоначальным значение «тот, кто убивает», «убивающий», «убийца». А присоединение к основе вой < (*vi –

праславянское, ве, вий – нахские) суффикса н-а, дало словообразование война, обозначающее состояние сторон, занятых взаимоуничтожением. Этому словообразованию этимологически родственен термин войско.

Comments

( 1 comment — Leave a comment )
pantoja
Mar. 7th, 2013 08:27 pm (UTC)
Это откуда отрывки?
( 1 comment — Leave a comment )

Profile

akievgalgei
Дагот Ур

Latest Month

April 2014
S M T W T F S
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930   

Tags

Page Summary

Powered by LiveJournal.com
Designed by yoksel